Гик - всегда гик. (trudikk) wrote,
Гик - всегда гик.
trudikk

Автомобильные эмоции на дороге велодвижения.


Начну издалека. Я не так давно за рулем, 3 года всего и 180 тысяч пробегу, но тенденцию нарастания агрессии на дорогах ощущаю в полном объеме, в том числе и на себе. Все эти постоянные учителя, прыгающий кауказ с битами и т.д. плодятся день ото дня.
Уже не помню где читал интересную мысль что машина - единственное место уединения для городского человека. Мол именно поэтому на любое покушение на свое лакированное сокровище они так рьяно реагируют. Любой обгон в пробке воспринимают как личное оскорбление, если сам затупил и успел на твое место вскочить другой - глубокая душевная боль, хотя в той пробке еще никто быстрей других не уехал.



Неудивительно что в этой ситуации велодвижение такие люди видят лишь в одном ключи - ОНИ ПОСЯГАЮТ НА НАШУ ДОРОГУ! И пусть эта полоса пыли метр от бордюра сроду никем не использовалась (много таких дорог), но наглец, смеющий ехать быстрее должен быть наказан.

В стране, где слово "умник" является оскорбительным я постоянно сталкиваюсь с множеством таких реакций. Меня поражает, что обгоняющие пробку автомобили пользуются молчаливым одобрением - их совершенно спокойно впускают вперед себя. Они ведь торопятся, да и вообще, кто успел - того и тапки. Парковка в 1-2 ряда на главных магистралях города тоже никого не смущают - им же надо! Мол все же нарушают.

А вот когда я на велосипеде объезжаю очередную такую парковку, выезжая при этом в средний ряд трехполосной дороги - вызывают лютейшее негодование. Пробираясь по кромке вперед на светофоре вызываю лютые старты с пробуксовкой, будто я их обгонять и оттеснять собираюсь.

Вся эта реакция легко объяснима - они не ассоциируют себя с человеком на велосипеде. Он не встраивается в их систему допусков. Нарушающий автомобиль встраивается - все нарушают. Так же как поддерживаются ворующий чиновник и гаишник-взяточник. Все на их месте поступили бы так же. Они кстати отлично это знают и прикрывают воровство лишь эволюционно созревшей в социуме вуалью.

В итоге что мы имеем? Я уже писал как-то что в принципе у нас есть все - и деньги, и готовность властей и поддержка жителей и огромный велосипедный бум, который идет сейчас в городах и игнорировать который становится все сложней.

Беда у нас одна - менталитет. Причем новый менталитет, сформировавшийся после развала Союза.
Доступность автотранспорта, одностороннее трактование законов, жизнь "по понятиям" и нездоровое чувство собственности - вот наши основные враги. А да. Еще равнодушие и лень - наши национальные особенности.

Вот эта гремучая смесь мне сейчас взрывает мозг :) Расступиться перед плюющим на тебя (в прямом смысле) чуркой на черном джипе? Это запросто, потом друзьям на кухне пожалуюсь как они распоясались. Отдать полтора метра дороги велосипедистам? Не позволим, не простим, сплотимся! Это же НАША ТЕРРИТОРИЯ! Забыли видать, как лет 10 назад пилили тротуары ради этой третьей полосы.

Тут то и начинается нескончаемый поток обвинений в сторону "этих велодрочеров":
это не транспорт, я посмотрю что вы зимой будете делать, давить их надо, да кто на это сядет, гопники отберут, на горках сдохнут, 700 км за день на велосипеде небось не проедут!, в Питере мокро, в Грозном страшно, в Москве негде, в Волгограде долго, в Краснодаре жарко!.

Да ведь никто не заставляет использовать велосипед как единственное транспортное средство! Никто не обязывает ему поклоняться, церквей не понастроим, не бойтесь. Я езду и на веле и на машине - в зависимости от обстановки.
Это всего лишь транспорт ближнего доступа - до 20км радиусом. Посмотрите как в деревнях его используют - никаких вопросов не останется. И да, как и любому транспорту ему нужна инфраструктура. В смысле он и без нее обойдется - но если для автобусов оборудованы карманы, остановки и выделенные полосы - выигрывает в итоге весь город, чем они будут собирать пассажиров по обочинам. Аналогия верна?

Я собственно чего начал то :)

В процессе спора в одном из блогов наткнулся на исследование зимней велосипедной жизни Финляндии.
http://goparty.livejournal.com/154175.html
Скажу из него кратко - даже зимой, по снегу у них есть стабильный велотраффик - от 20 до 27% годового количества. Это вам по поводу суровой зимы на юге и в средней полосе России - расскажите об этом финнам.

Но самое главное - причины, почему они регулярно ездят на велосипеде, в том числе и зимой: это забота о своем здоровье, время и экономия - ровно те три причины, которыми пренебрегают наши автомобилисты. Да и остальные граждане в целом тоже. Я живу недолго, всего одну эпоху могу вспомнить и не скажу, всегда ли так было, но на данный момент наши сограждане готовы на любые жертвы ради своего статуса, но при этом совершенно не стремятся к привлекательной внешности и хорошему настроению. Чтобы понять этот контраст надо быть настоящим хмурым патриотом :)





Пост конечно сумбурным получился, на эмоциях. По хорошему надо бы его на несколько постов разбить, но писал пока писалось, а то потом не выдавишь из себя умную мысль :) Любые совпадения случайны, ни на кого не намекал, просто пища для размышлений :)
Tags: ВелоИнфраструктура, Велосипедное, социальное
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments