Гик - всегда гик. (trudikk) wrote,
Гик - всегда гик.
trudikk

Почему дорожает электротранспорт и что с этим делать?

Недавняя новость о повышении тарифов проезда в общественном транспорте вызвала бурю негодования среди жителей Краснодара. Это сообщение не сильно удивило, учитывая волну непрерывных сводок кризиса о подорожании продуктов, бензина, продовольственных товаров. Повышение стоимости транспорта выглядело вполне ожидаемым. Но по всем социальным сетям пошла привычная полна недовольства, криков, угроз и прямых оскорблений. Ругали руководство КТТУ, администрацию города, мэра, правительство, власть в целом. Тоже привычно и обыденно, через пару дней схожие отзывы были о зарубежном празднике, еще через день о ранних новогодних ёлках в торговых центрах, а совсем скоро будут о грядущих повышениях тарифов ЖКХ. Не то, чтобы хотелось защищать какую-то отдельную категорию, но хочется в общих чертах рассказать механизм перемен, - почему именно повышается этот тариф и что нам с этим всем делать.

Сегодня совещание КТТУ по поводу повышения тарифов. У кого-нибудь есть вопросы? #typodar




Долгие годы у государства в целом и предприятий в частности не было никакого диалога с народом. В некоторых отраслях был формальный монолог отчётности.
В хитросплетениях обязательств и взаиморасчётов муниципальных структур сам чёрт ногу сломит, не говоря уже о простых обывателях.

Взаимное непонимание пропитало все уровни взаимодействия, отравляя дополнительным недоверием и так непростые отношения власти и народа. В результате ругать власть по любому поводу стало нормой. А пытаться найти выход и проявлять гражданскую позицию наоборот стало признаком не то пятой колонны, не то прихлебателя власти. Причём попеременно и без всякой логики.

Волей случая некоторое время назад мне довелось плотно поработать со специалистами администрации в области дорожного планирования. После сравнения условий работ с обратной связью горожан по результатам работы невольно начнешь понимать настроение муниципальных специалистов. Никто тебя не похвалит. Никто не будет разбираться в причинах провала или недостаточно сделанной работе. А сделать идеально не получится в силу невероятного количества людей и структур, задействованных в любом государственном процессе. Нужно обладать недюженным упорством, чтобы в такой атмосфере действительно делать что-то новое и пытаться пробиться сквозь систему.
Поэтому я все чаще стараюсь занимать сторону чиновников и рассказывать людям о их работе. А чиновникам объяснять причины непонимания с точки зрения горожан.

Итак, возьмем Краснодарское Трамвайно-Троллейбусное Управление. Это муниципальное утилитарное предприятие, которое осуществляет функции платной и льготной (социальной) перевозки пассажиров. За льготников платит городской бюджет, осуществляя программу социальной поддержки населения. За новые трамваи и троллейбусы платит краевой бюджет во исполнение краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик». Само же предприятие постоянно держится на минимальной самоокупаемости и на получение прибыли не ориентировано.
Дела хорошо обстояли в 2012 году. Страна была на подъеме, денег в бюджете хватало, и Краснодар активно развивался. Стартовали закупки новых троллейбусов, - под это дело подняли тариф до 14 рублей + 1 «инвестиционный» рубль для развития ТТУ.
А потом грянул кризис. Сначала неявно. Начались задержки выплат социальных дотаций из городского бюджета. В ожидании выплат стали подъедаться резервы инвестиционного фонда. В 2014 году выплаты прекратились, и администрация дала добро на повышение тарифа еще на 2 рубля, чтобы это преодолеть.
Однако и на это время выплаты не возобновились. Уже неясно, что именно происходило в городском бюджете и куда ушли деньги, но есть факт: по состоянию на 1.10.2015г. задолженность составляет более 403 млн.руб, а КТТУ сжигает последние резервы и уходит в долги. Разумеется, за это время минимум на 30% выросли расценки за электроэнергию, запчасти и т.д.
Дополнительную нагрузку дает тот факт, что в 2014г. городом были приобретены 98 «олимпиадных» автобусов с кондиционерами и оборудованием для маломобильных групп граждан. Вопреки расхожему мнению, их не подарили. КТТУ до сих пор выплачивает за них по 9 млн.руб в месяц, которые тоже должна была покрывать программа «Краснодару – столичный облик». Но программу эту взяли и просто перестали финансировать. И кажется, закрыли совсем.
В итоге предприятие вплотную подошло к порогу очередного повышения тарифов. Тут выбор небогатый – или сокращение перевозок и, как следствие, снижение рентабельности или повышение. И если смотреть на предприятия горэлектротранспорта, которые пошли первым путем, и сейчас признаны банкротами (Армавир, Новороссийск, Тверь, Иваново, Тольятти, Таганрог), – то 22 рубля это не худший выход.
На самом деле и этот тариф является недостаточным. Для полноценного функционирования и развития предприятия в нынешних условиях полной самоокупаемости необходима оплата в 25 рублей, но это сочли социально неприемлемым.

Однако, во всем плохом можно найти и положительные моменты. На предприятие пришел молодой и амбициозный руководитель, который занялся глубокой модернизацией. За счет проведенной на данный момент оптимизации, за 9 месяцев этого года выручка предприятия выросла на 179 миллионов рублей по сравнению с этим же периодом прошлого года. Вводится безналичный расчет по всем платежам, оптимизируется маршрутная сеть, подбор кадров, контроль за кондукторами. Ну и конечно, любимое нововведение – автоматизированная система управления и мониторинга, подарившая нам ресурс для онлайн-просмотра движения транспорта http://www.marsruty.ru/krasnodar/#krasnodar/map и два мобильных приложения: «Общественный транспорт» и «Краснодар» с версиями этого сервиса. Благодаря им вы в любой момент можете посмотреть как далеко нужный трамвай или проложить маршрут через весь город муниципальным транспортом.

Но вернемся к нашей основной теме - удорожание тарифов. Что делать и как дальше жить рядовому пассажиру? Главный способ – переход на транспортную карту. Это моментально избавляет от горы мелочи в кармане, тем более что почти все кошельки имеют удобные карманы для таких карт. Но основное преимущество – при единоразовом пополнении карты более чем на 600 рублей начинает действовать скидка 15%, которая возвращает нас почти что к старой цене. Ну и конечно, карта не имеет сроков давности.

А теперь я задам новый вопрос, который как-то не принято озвучивать в таких вот статьях про повышение тарифов. Как простой человек может помочь предприятию? Вы возможно удивитесь, но ваше мнение действительно имеет значение. Многие чиновники действительно читают все эти комментарии в социальных сетях, отслеживают публикации в газетах. Те из них, которые действительно радеют за свое дело, искренне огорчаются, если их старания не замечают или понимают не так. Государственный аппарат нашей страны – это не единая глыба, это множество структурных элементов, работающих вместе или же конкурирующих за бюджет или откровенно конфликтующих друг с другом. Какие-то элементы работают хорошо, какие-то откровенно плохо. Важно различать их и объективно ругать одних и подбадривать другие.
Да, ситуация в том, что в бюджете закончились деньги и одну статью социальных расходов направили в другое место. Возможно даже на другие социальные нужды, а может и нет, - у нас сейчас нет точной информации. И вот муниципальной транспортной структуре приходится выживать самостоятельно. Поставщики электроэнергии, запчастей и прочего могут дать в долг, но цену по социальным мотивам снижать явно не будут. Стоит ли ругать КТТУ в данной ситуации? Возможно. Может быть они могут что-то сильней оптимизировать, может быть их работники готовы работать за меньшие деньги? Просто в качестве примера прорабатывали и этот момент. Если всем работникам управления снизить зарплату на одну тысячу рублей, выйдет экономия в 5 миллионов в месяц. Это позволит снизить тариф на проезд с 22 рублей до 21 рубля 80 копеек. Ощущаете разницу?
Или вот реклама, о которой часто вспоминают. Если весь подвижной состав напрочь заклеить рекламой по существующим расценкам – можно заработать до 30 миллионов в год. Это как раз покроет месячный(!) расход электроэнергии. Вот истинный масштаб предприятия. Это все конечно тоже деньги, но не панацея.

Но мы можем помогать сообща. Мы можем меньше пользоваться личным транспортом и больше общественным. Можем создавать общественный запрос на повышение приоритета общественного транспорта, как это делается сейчас во всех развитых городах. Можем требовать от городских властей новых трамвайных веток, больше полос для общественного транспорта и меньше маршруток. Каждое из этих изменений позволит лучше работать наиболее эффективному транспорту, а это с каждым годом будет уменьшать пробки на дорогах, улучшать расписание и в перспективе снижать тарифы даже без государственных дотаций.

Давайте поможем общественному транспорту, и в будущем транспорт поможет нам и улучшением экологии, и снижением уровня шума и пыли в городе, и конечно же новым уровнем транспортной доступности, которая так важна в наше время.

Tags: ктту, трамвай, урбанистика
Subscribe

Posts from This Journal “трамвай” Tag

  • Метелица: трамвайный M&M's в Краснодаре собран!

    Прошло всего-то 4 месяца после громкого появления трехсекционного трамвая «Витязь» красного цвета, как к нам пожаловала желтая…

  • #Витязьнаш.

    В городе праздник. К нам приехал, к нам приехал трамвай Витязь даааарагооой :) Да, он дорогой, да, он не решит всех проблем, но это первая…

  • Светлое трамвайное будущее.

    Краснодар ждут большие изменения в части основного транспорта. И это не просто один-два новых трамвая, это грандиозный проект, который, признаться, я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments